Электронная библиотека КГУ

Анализ факторов, влияющих на поперечную устойчивость транспортных средств, перевозящих жидкий груз с частично заполненной емкостью

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Поликутина Елена Сергеевна
dc.contributor.author Щитов Сергей Васильевич
dc.contributor.author Кривуца Зоя Федоровна
dc.contributor.author Ковшун Алексей Алексеевич
dc.contributor.author Щитова Виктория Андреевна
dc.date.accessioned 2025-12-10T07:27:04Z
dc.date.available 2025-12-10T07:27:04Z
dc.date.issued 2025
dc.identifier.uri http://hdl.handle.net/123456789/6186
dc.identifier.uri https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83223601
dc.description Поликутина Е.С., Щитов С.В., Кривуца З.Ф., Ковшун А.А., Щитова В.А. Анализ факторов, влияющих на поперечную устойчивость транспортных средств, перевозящих жидкий груз с частично заполненной емкостью // Вестник Курганской ГСХА. 2025. № 3(55). С. 59-70. EDN: NLUFKH. ru_RU
dc.description Polikutina E.S., Shchitov S.V., Krivutsa Z.F., Kovshun A.A., Shchitova V.A. Analysis of the factors affecting lateral stability of vehicles carrying liquid cargo with a partially filled tank // Vestnik Kurganskoj GSHA. 2025; (3-55): 59-70. EDN: NLUFKH. (In Russ).
dc.description Е.С. Поликутина - кандидат технических наук; Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, AutorlD 976828.
dc.description E.S. Polikutina - Candidate of Technical Sciences; par Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia, AutorlD 976828.
dc.description С.В. Щитов - доктор технических наук, профессор; Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, AutorlD 534354.
dc.description S.V. Shchitov - Doctor of Technical Sciences, Professor; par Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia, AutorlD 534354.
dc.description З.Ф. Кривуца - доктор технических наук, профессор; Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, AutorlD 356759.
dc.description Z.F. Krivutsa - Doctor of Technical Sciences, Professor; par Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia, AutorlD 356759.
dc.description A.А. Ковшун - аспирант; Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, AutorlD 1282185.
dc.description A.A. Kovshun - Postgraduate Student; par Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia, AutorlD 1282185.
dc.description B.А. Щитова, Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия.
dc.description V.A. Shchitova, par Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia.
dc.description.abstract Цель исследования - провести анализ факторов, влияющих на поперечную устойчивость транспортного средства, перевозящего жидкий груз с частично заполненной емкостью. При проведении экспериментальных исследований соблюдались требования ГОСТов. Определение силовых воздействий на опорное основание осуществлялось с помощью весовой платформы с фиксацией полученных результатов прибором CAS RW-2601 Р. Угол наклона транспортного средства замерялся с использованием инклинометра Absolute Digital Protractor. Геометрические параметры определялись с помощью металлической линейки. На основании проведенных исследований установлено влияние жидкого груза с частично заполненной емкостью на величину стабилизирующего коэффициента поперечной устойчивости транспортного средства. Это особенно важно при переездах такого транспортного средства в полевых условиях, при работе энергетических средств на склонах, имеющих уклон по отношению к горизонту. Выявлены факторы, оказывающие влияние на поперечную устойчивость транспортных средств, перевозящих жидкий груз с частично заполненной емкостью. Использование результатов исследований позволит определить поперечную устойчивость транспортного средства, перевозящего жидкий груз с частично заполненной емкостью применительно к естественно-производственным условиям сельского хозяйства. Как показали проведенные исследования, на стабилизирующий коэффициент поперечной устойчивости транспортного средства, перевозящего жидкий груз, по опорному основанию, имеющему угол уклона по отношению к линии горизонта, или по криволинейной траектории движения большое влияние оказывают следующие факторы: степень заполнения автоцистерны жидким грузом и угол наклона транспортного средства. Установлено: стабилизирующий коэффициент поперечной устойчивости увеличивается на 43 % при возрастании степени заполнения автоцистерны жидким грузом в рассматриваемом диапазоне при угле наклона дороги 8°. Увеличение степени заполнения цистерны на 34 % позволяет повысить стабилизирующий коэффициент поперечной устойчивости на 29 % и тем самым обеспечить надежность и управляемость транспортного средства при увеличении предельно допустимых углов наклона дороги на 14 %. ru_RU
dc.description.abstract The purpose of the study is to analyze the factors affecting the lateral stability of the vehicle carrying liquid cargo with a partially filled tank. When conducting the experimental studies, the requirements of GOST standards were observed. The determination of force actions on the support base was carried out using a weighing platform with the results recorded by the CAS RW- 2601 P device. The inclination angle of the vehicle was carried out using an Absolute Digital Protractor inclinometer tool. The geometric parameters were determined using a metallic ruler. Based on the conducted studies, the influence of liquid cargo with a partially filled tank on the value of the vehicle lateral stability coefficient has been established. It is especially important when driving such a vehicle in the field, when operating energy facilities on slopes with a gradient towards the horizon. The study has identified the factors influencing the lateral stability of vehicles carrying liquid cargo with a partially filled tank. Research results application will make it possible to determine the lateral stability of a vehicle carrying liquid cargo with a partially filled tank in relation to the natural production conditions of agriculture. As the studies have shown, the lateral stability coefficient of the vehicle carrying liquid cargo on a support base having an inclination angle relative to the horizon line or along a curved trajectory is greatly influenced by the following factors: the degree of a tanker truck filling with liquid cargo and the inclination angle of the vehicle. It has been found that the lateral stability coefficient increases by 43 % with an increase in the degree of filling the tanker truck with liquid cargo in the considered range at an inclination angle of the road of 8°. An increase in the tank filling degree by 34 % makes it possible to increase the lateral stability coefficient by 29 % and thereby ensure the reliability and controllability of the vehicle while increasing the maximum permissible angles of road inclination by 14 %.
dc.subject транспортное средство
dc.subject жидкий груз
dc.subject поперечная устойчивость
dc.subject опрокидывающий момент
dc.subject vehicle
dc.subject iquid cargo
dc.subject lateral stability
dc.subject overturn torque
dc.title Анализ факторов, влияющих на поперечную устойчивость транспортных средств, перевозящих жидкий груз с частично заполненной емкостью ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись