Статья посвящена изучению влияния конструктивных особенностей технологического тракта кормоуборочных комбайнов на изменение объёмной массы кормовых культур (кукурузы) и наполняемость кузова транспортных средств. Актуальность исследования заключается в том, что от устройства технологического тракта, его конструктивных решений зависит производительность транспортных средств и всего уборочно-транспортного комплекса (УТК), его эффективность. Целью исследования являлся ретроспективный анализ технологических трактов силосоуборочных и кормоуборочных комбайнов современности, их конструктивных особенностей, определение математических зависимостей, объёмной массы в кузове транспортного средства от скорости движения в технологическом тракте. Научная новизна исследования состоит в формировании оптимального состава УТК с учётом конструктивных особенностей кормоуборочных комбайнов, экономической эффективности их использования и влияния на производительность транспортных средств. Объектом изучения являлись кормоуборочные комбайны и их технологические тракты. Проанализированы конструктивные особенности основных компонентов технологических трактов: измельчающего аппарата, доизмельчителя, ускорителя выброса. Приведён анализ параметров объёмной массы при уборке кукурузы на силос силосоуборочным комбайном и различными кормоуборочными комбайнами. Выведена зависимость объёмной массы кукурузы от скорости движения в технологическом тракте. Определены показатели производительности транспортных средств, экономическая эффективность транспортного процесса при использовании различных кормоуборочных комбайнов. Рассчитаны грузоподъёмность транспортного средства, скорость движения с грузом и без груза, производительность тракторного транспортного агрегата, расход топлива, амортизационные отчисления на единицу выполненной работы, затраты на топливо, затраты на оплату труда. Предложены рекомендации по использованию кормоуборочных комбайнов различной мощности в зависимости от объёмов заготовки кормов.
The article is devoted to the study of the influence of the design features of the forage harvester technological channel on the change in the bulk mass of forage crops (corn) and the filling capacity of the vehicle bulker. The relevance of the study is in the fact that the vehicle performance and the entire harvesting and transport complex (HTC), as well as its effectiveness depend on the structural scheme of the technological channel, its design solutions. The purpose of the study was a retrospective analysis of the technological channels of modern silage and forage harvesters, their structural features, and determination of mathematical dependencies that determine the dependence of the bulk mass in the vehicle bulker on the bulk mass movement rate in the technological channel. The scientific novelty of the research consists in formation of the HTC optimal composition, taking into account the design features of forage harvesters, the economic efficiency of their use and impact on the vehicle performance. The object of study was forage harvesters and their technological channels. The design features of the main components of the technological channels are analyzed: a shredding machine, an additional crusher unit, a discharge accelerator. The bulk mass parameters during harvesting corn for silage by a silo harvester as well as various forage harvesters are analyzed. The dependence of the corn bulk mass on the movement rate in the technological channel is deduced. The research determined the vehicle performance indicators, the economic efficiency of the transport process when using various forage harvesters. The calculations were carried out for the vehicle load capacity, its speed being loaded and unloaded, the productivity of the tractor transport aggregate, fuel consumption, depreciation charges per unit of work performed, fuel costs, labor costs. The recommendations on operating forage harvesters of various capacities, depending on the volume of forage harvesting, are proposed.